Отчет о поездке в Мекс…, эээ… в Узбекистан с 13 по 18 июня 2003 года.

Начнем с того, что, увидев Шланга, мы сразу поняли, что поездка не будет безоблачной. ACTIVA был похож на цивильного узбека, akashi – на оголтелого японского туриста, увешанного фотоаппаратами крест-накрест, к Лисе бы вообще не докопался ни один здравомыслящий узбекский мент. А вот Шланг – мало того, что он вообще на человека мало похож, так он еще привлекал внимание, он торчал над нами и ошарашенными узбеками, как какой-нибудь там фаллический символ, 2,02 метра себялюбия, вредности и сарказма, олицетворение «увидеть раньше всех и загребсти больше всех своими крючьями!!!». Мы все его сразу невзлюбили и постоянно пинали его ногами. Но, правды ради, надо признаться, что Шланг нам все-таки пригодился – на улицах узбекских городов полно фруктовых деревьев, которые низкорослые узбеки обобрали не полностью.

Итак, группа журналистов «Экспресса К» в составе двух журналистов и двух лже-фотокоров выехала из Алма-Аты 13 июня в 19.00 с Сайрана (500 тенге с носа, такси готовы за 100 уе). Мы ехали и искренне желали всем цтшникам дождя на Капчагае. По дороге автобус, естественно, поломался. Причем почему-то именно в полночь (пятница 13-ое, зловещая луна, степь, волки, трезвые, страшно, все дела). Удивило трогательное отношение водителей к пассажирам – мало того, что они не бросили нас посреди степи («а ведь могли бы»… «а глаза добрые-добрые»), так еще и пересадили нас на другой автобус и даже денег не взяли. Честно говоря, нам очень повезло, что мы первыми пересели на неполный автобус – более нерасторопный народ остался куковать дальше. Однако поспать все равно не удалось. Всю ночь Лиса и Шланг проклинали сломанные кресла и его, Шланга, слишком длинные ноги. Их позы могли бы соперничать с Роденовским «Мыслителем».

Граница нас встретила утром, часов в 11, шумным базаром и таксистами. Наведя некоторые справки в беседах с местными, мы поехали не в Черняевку, а в Сары-Агаш, где решили перейти границу. Там же мы поменяли часть тенге [1 KZT = 6,8 сумов] и за 200 тенге доехали до курорта. Uz, кажется единственная страна в СНГ, где нет свободной конвертации. Дабы не рисковать на черном рынке, валюту лучше обменять на границе (это и выгодней, но, если не хотите таскать с собой пакеты денег и если есть знакомые на месте, оставьте баксы – разница терпимая). Если уж не получилось, то надо иметь в виду, что воскресенье в узбекском банке – выходной.

Потом все говорили нам, что мы сделали грамотно, что не поехали через Черняевку – там мороки больше. На обратном пути мы в этом убедились. Дело в том, что на территорию Uz мы проникли беспрепятственно в прямом смысле этого слова. Хотя мы шли через посты, к нам никто не подошел, ничего не спросили. И мы, приятно удивленные открытостью снговских границ и оказанным нам доверием, где короткими перебежками, где ползком таки попали в тыл врага. Естественно, никаких таможенных деклараций мы не заполняли. Потом это нам аукнулось. Но об этом позже.

Узбекские таксисты (так же как и продавцы сувениров) – удивительно милые и мнительные люди. Им постоянно кажется, что жадные и беспринципные туристы обманывают их, пытаются заплатить меньше, пользуясь их доверчивостью. Но в конце концов, скрепя сердце, они соглашаются на небольшую скидку. Еще бы они не соглашались – неместных выкупают сразу и заламывают цену. В общем, таксисты ребята лукавые, как, впрочем, и везде в мире. Первый таксист торгуется с вами, остальные морально его поддерживают, а потом появляется тот самый добрый самаритянин, который соглашается таки вас подвезти просто по доброте душевной.

До Самарканда нас с границы (300 км) везти отказались – не польстились на жалкие 28 000 сумов. До ипподрома, где такси поболее, мы доехали за 4 500 сумов, хотя можно было и за 3 500. Здесь мы надеялись найти транспорт подешевле, но жестоко обломались – и с границы можно было уехать за 32 000. Это было наше первое крупное поражение.

У таксистов распространена практика передачи клиентов. Таксист, согласившийся отвезти нас в Самарканд за 32 000 (дороговизну такую мотивировал тем, что казахи перекрыли короткий путь через Жетысай, хотя казахский таксист предупреждал нас, чтобы мы не давали больше 20 000) передал нас другому. Но предварительно он снял с последнего нехилые комиссионные, из чего мы поняли, что лажанулись, и вполне могли уехать дешевле. Но спорить не стали, да и вообще, период незнания местной конъюнктуры проходит очень быстро, мы под конец поездки уже научились думать в сумах и сами начали дурить узбеков (хотя скорее всего нам так просто кажется). В поездке нужен чел, который умеет считать деньги, проверять счета и торговаться. Слава богу, у ACTIVA открылся талант переговорщика, но денег мы особо не экономили и ни в чем себе не отказывали.

До Самарканда ехать 2,5-3 часа. На удивление хорошие дороги, ямы единичны и вызывают легкую тоску по родине. Таксист гнал 140 и как-то умудрялся проскакивать сквозь гаишников. Если бы ехали через Жетысай, дорога была бы короче примерно на 30 км. Узбекистан закрыл дорогу из-за казахстанской контрабанды. Теперь узбеки жалуются, что не могут привозить дешевые товары из КЗ, так как таможенные пошлины в несколько раз выше чем в соседних странах. Вообще, тамошний народ не очень жалует своего президента, а нашего хвалит – завидуют нашей свободе и демократии. Мы же завидовали окультуренной земле – дехкане, в любую жару возделывающие поля - одно из главных отличий от Казахстана, где вечная сельскохозяйственная сиеста. Узбекский анекдот на злобу дня: «Собрались на саммите президенты. У Каримова спрашивают: «Что есть в Узбекистане?» - «У каждого узбека есть Нексия». У Назарбаева – «Что есть в Казахстане?» - «У каждого казаха есть два узбека».

Дорога сплошь состоит из местных Нексий и Дамасов, иномарки в основном в Ташкенте. В Uz оптимально передвигаться мобильными группами по 4 человека (легковушка) или 6-7 человек (Дамас). Такси от ж/д вокзала до Регистана (6-7 кварталов) – 800 сумов (хотя можно договориться и за 500), маршрутка – 125 с человека. Разницы особой нет, и поэтому мы шиковали. В общей сложности мы намотали на такси по Uz порядка 2000 км: Ташкент-Самарканд-Бухара-Самарканд-Ташкент, не считая 1600 км Алмаата-граница-Алмаата. Транспортные расходы составили примерно 70% от всех расходов. Каждый потратил примерно 100 уе. АИ-93 стоит 295 сумов. Вот и считайте.

Мы въехали в Самарканд и сразу увидели Регистан («песчаное поле») – фасады старого городища. Но пришлось отложить посещение этой красоты, чтобы заселиться в гостиницу, где нас ждал свой человек. Багдасар – самаркандский студент-филолог, честный парень с активной гражданской позицией, патриот своей страны и вообще отзывчивый чел. Он помог нам заселиться в дешевую студенческую гостиницу (2 уе за сутки), менял нам потом баксы по черному курсу (akashi после этой вылазки курил одну за другой трясущимися руками), сводил нас в Шахи-Зинду, договаривался с таксистами и вообще порадовал своим обществом. Вот такой парень!

Ближе к вечеру, когда солнце пекло уже не так сильно, мы поехали в Регистан. Погода, кстати, не жарче алмаатинской. И легче переносится, потому что не так влажно. Можно сразу ехать в удобных сандалиях и шортах, желателен головной убор.

Рассказывать про архитектуру мы не будем – смотрите фоты, а еще лучше съездите сами, это стоит того. Вообще, изюмно-хлопковая Азия с более чем двухтысячелетней историей удивляет на каждом шагу. Отношение к миру меняется сразу же, как только въезжаешь в старый Самарканд - Афросиаб. Обилие зелени там, где должен быть песок, бездна неба и глазурь куполов, правда и вымысел… Все переплетается, словно причудливая вязь древних преданий. И везде ласточки.

Во всех памятниках продают сувениры, туристов маловато (в основном иностры). Сувениры дорогие, на них не хватило денег. Причем в Ташкенте дешевле, чем в Самарканде и Бухаре. Бубны (уз.- дойры), халаты, тюбетейки, ковры, ножи, тарелки, и тд. – ширпотреб, но колорита хоть залейся. Ценников нет по определению, но смутно догадываешься, что тебя в любом случае надуют.

В музеях с местных за посещение берут 200 сумов, а с иностранцев – 2500. Поэтому мы быстренько стали студентами ТашГУ. Но в Регистане опытная тетенька выкупила нас и потребовала паспорта, пришлось разводить руками и убирать жалостливое выражение с лица. Не сдавайтесь сразу, доказывайте, что вы местные, и вас в конце концов пустят за 200. Особую роль играют местные охранники. Их наметанный глаз сразу определяет средь толпы праздношатающихся истинных ценителей прекрасного. Мент подойдет, поинтересуется, понравилось ли вам здесь и услужливо предложит взобраться на минарет за 2000 с носа. С деньгами при этом нужно расставаться не спеша. С властью стоит поторговаться – сумма сократится вдвое. И вот тогда – 158 ступенек истории и панорама древнего города с высоты птичьего полета! Почувствуй себя муэдзином!

Зайдя по пути в Мавзолей Амир-Тимур, мы пошли искать еду. По незнанию попали в дорогой ресторан, где наелись от пуза шашлыков аж на 500 тенге на человека! А вообще, доллара для Бухары и Самарканда на одного человека более чем достаточно, Ташкент дороже. Естественно, цена зависит от уровня заведения. По крайней мере, гастрономическую программу-минимум мы выполнили – по плову в каждом городе. Вздумали мы один кон купить лимонада в стеклянных бутылках на улице у узбекского дедушки. Невинную попытку забрать бутильку с собой тот встретил с непониманием. Содержимое предлагается выпивать на месте и возвращать тару законному владельцу. Вообще, там очень много Советского Союза.

Утром мы пошли на Старый Сиёб Бозор возле Регистана. По пути прогулялись по узким улочкам, попробовали самсы из уличного тандыра. Узбекские города по сравнению с Алматой – очень чистые. В Самарканде и Бухаре я вообще не помню мусора. Народ очень дружелюбный, охотно показывают дорогу, дети здоровались с нами неизменным «Hello! Hello!». На базаре побродили, попробовали поторговаться, накупили фруктов, сели у древних стен Регистана и полакомились самаркандским пловом с изюмом и турецким горохом. После интернет-кафе сходили в 4* отель Афросиаб, где за 250 тенге искупались в офигенном бассейне. В нашей гостинице горячей воды, увы, не было. День закончили осмотром Шахи-Зинды - комплекса усыпальниц приближенных Амира Тимура.

Багдасар отговаривал нас ехать в Бухару, мотивируя это тем, что там он нам в случае чего помочь ничем не сможет. Мы напугались, почесали в бошках и посовещавшись, решили не рисковать. Утром встали и поехали. Выехали в 06.30 с расчетом вернуться вечером. Таксист, которого мы заранее наняли возле автовокзала, согласился свозить нас туда-обратно за 50 000 (300 км). Приехали в 09.30. Крепость Арк, очень похожая на Ноев Ковчег, древний зиндан, длиннющий минарет, комплекс мечетей и медресе, везде голубые купола и играют тоскливые струнные рубабы. Рауф-акя, здешний гид, показал нам всё это за 8 000 где-то за 3-4 часа. Если будете в Бухаре, обращайтесь: дом. тел. 2261866. Хотя можно прекрасно обойтись и без гида, просто купив какую-нибудь книжку по истории города. В Бухаре akashi наконец смог осуществить давнюю мечту – вытянул ведро с водой из старого колодца во дворе библиотеки медресе.

В Арке ACTIVA чуть не рамсанулся с охранником, который запретил нам пройти в какие-то кушары, но благоразумные мы его вовремя остановили. Хотя на улицах очень много ментов, за все время пребывания в стране к нам не подошел ни один. Мы относим это на свой цивильный вид и наличие девушки в компании. Чем больше в отряде девушек, тем меньше поводов для ментов вас беспокоить. В любом случае надо помнить, что это не наша страна и не стоит нарываться на неприятности с властью. Вести себя надо вежливо и спокойно, не качать права, в крайнем случае, всегда можно откупиться. Размер откупа мы, к счастью, так и не узнали. Цивильно одетых туристов, тем более проживающих в хороших гостиницах, менты предпочитают не трогать – себе дороже выйдет.

Поев бухарского плова, мы вернулись в Самарканд в 18.30, помылись в гостинице «Заравшан» и пошли баиньки – в 07.00 утра мы должны были выехать в Ташкент. Но таксист почему-то не приехал и пришлось нанимать другого за 24 000. По дороге орали советские песни. На Северном вокзале Ташкента сдали вещи в камеру хранения (100 сумов/место) и поехали на метро (110 сумов с чела) в центр города. После Бухары и Самарканда Ташкент смотрится очень европейским и скучным. Красивая архитектура, широкие улицы. У нас было очень мало времени и мы не успели зайти ни на Алайский базар, ни в ташкентский музей Тимуридов, только побродили по местному Арбату, снимали бесчисленные фонтаны и ели мороженое. А ташкентский плов оказался самым вкусным из всех (хотя тут мнения разделились). Насчёт девушек – все красивые узбечки днем сидят дома, а по ночным злачным заведениям мы не ходили почему-то… ребята, почему мы не ходили по ночным злачным заведениям, а? Но парочку экземпляров я таки приметил. У взрослых тетенек стильной темой считаются типа сросшиеся дорисованные брови, чтоб как у Фриды Кало (по крайней мере, в Самарканде таких на базаре было много).

С Северного вокзала мы за 4000 и за полчаса приехали в Черняевку, где с нас потребовали въездные декларации. Нашего «упс» таможня не поняла и сказала, что на Родину нас не выпустят. Мы уже было собрались ночевать там, но выручил земляк – какой-то чимкентский дяденька по борьбе с коррупцией. Зареванные, но счастливые ступили мы на землю Казахстана. На казахстанском посту нас почему-то приняли за команду гребцов. Я до сих пор теряюсь в догадках по поводу хода мысли и ассоциаций этого пограничника. Вроде бы, весел мы в руках не держали, и вообще, для спортсменов выглядели довольно-таки дохло… особенно некоторые длинные.

На автобус мы опоздали (последний отходит в 19:00), так что пришлось брать такси за 100 уе до родного алматинского подъезда (эта сумма входит в 100 уе, которые потратил каждый). От Черняевки до Джамбула местные менты останавливали нас для проверки документов 5 раз! Все узбеки жалуются на хамство и поборы казахстанских ментов.

Труднее всего в поездке пришлось Шлангу, нашему маленькому – он с трудом вмещался на заднее сиденье Нексий и постоянно гундел про свой бедный копчик. Досталось нам и от ACTIVA с его бесконечными легендами и политологическими откровениями. Эти 2 урюка всю нашу поездку спорили, как правильно произносится «маркетинг». Кстати, когда разговариваете со Шлангом, вообще будьте осторожны со сложными словами – этот сумасшедший журналист нервно реагирует на любые орфоэпические отклонения, начинает жалобно хныкать и биться головой об стенку. Те, кто видел, как Шланг бьется головой об стенку, помнят его амплитуду колебаний – огого! Мы иногда даже боялись за него и просили биться чуть-чуть нежнее. А на самом деле мы рады, что съездили такой замечательной и неугомонной компанией.

Вот, собственно и все. Очень жаль, что мы посмотрели не все памятники – просто физически не хватило времени. Может быть, кое-где мы привирнули или выдали частный случай за доминанту, но ведь 4 дня – это так мало, чтобы узнать эту прекрасную страну. Da! – I zdes' vezde pishut translitom – latinitsa. Наших цэтэшных модераторов бы сюда, подумали мы.

[top]

Ссылки

Гостевая книга

Главная

Сайт создан в системе uCoz